Продвижение сайта. Часть 1: как работают поисковые системы?

SEO оптимизация. Часть 01.

Привет, Читатель. Я вижу, что ты продолжил изучать мой курс. Или может быть ты просто случайно сюда забрёл — ну да ладно. Меня это не особо беспокоит, да и не должно. В любом случае, я очень надеюсь, что тебе понравится. Ну что же, вперёд!

В этой статье я отвечу на следующие вопросы:

  • Что такое сканирование и индексирование?
  • Ссылки важны?
  • Мне выдадут ответ?
  • И как же добиться успеха в SEO?

Сканирование и индексирование

Поисковые системы имеют две основных функции: сканирование страниц и построение индекса (индексирование). Это необходимо для предоставления пользователям ранжированного (упорядоченного) списка сайтов, которые лучше всего подходят (наиболее актуальны) по запросу конкретного пользователя.

Сканирование и индексирование
Иллюстрация интернета в виде сети остановок в большом городском метро

Давай представим всемирную паутину (Интернет) как сеть остановок в большом городском метро.

Каждая остановка — это уникальный документ (обычно это веб-страница, но иногда PDF, JPG или другой файл). Поисковым системам необходимо «ползать» по всему городу и находить все остановки на своем пути (сканировать страницы),  и для этого они используют ссылки, например такую ссылку на мой блог.

Ссылки важны?

Ссылки позволяют автоматическим роботам поисковых систем, называемыми «сканерами» или «пауками», получать доступ к многочисленным миллиардам взаимосвязанных документов в Интернете. Как только поисковые системы находят эти страницы, они расшифровывают код из них (HTML-код) и сохраняют выбранные фрагменты в своих базах данных, которые необходимы для обработки поискового запроса. Чтобы выполнять такую сложную задачу — а именно, собирать миллиарды страниц, к которым нужно получить доступ за доли секунды, компании поисковых систем постоянно строят центры обработки данных по всему миру и улучшают системы коммуникации между своими серверами.

Эти чудовищные хранилища содержат сотни тысяч серверов, обрабатывающих огромное количество информации за короткий промежуток времени. Когда ты выполняешь поиск в любой поисковой системе — ты ждешь мгновенного результата. Даже малая задержка при обработке такой информации (например секундная) отпугивает пользователей. По этой причине компании прилагают все усилия, чтобы обеспечивать пользователей ответам как можно быстрее.

Мне выдадут ответ?

Поисковая система — это по сути, машина для выдачи ответа. Когда человек выполняет онлайн поиск, поисковая система просматривает свои базы данных, хранящих информацию о миллиардах документах. И делает две основные вещи: во-первых, она отбирает только те страницы, которые являются релевантными и полезными для настоящего запроса; во-вторых, она оценивает эти страницы в соответствии с популярностью веб-сайтов.

Предоставление результатов

То есть задача поиска таких систем сводится к изучению актуальности и популярности сайта. То есть на сколько сильно сайт актуален сейчас для человека (конкретно для его запроса), и она сколько он был актуален для других людей ранее.

Как поисковые системы определяют актуальность и популярность?

Для поисковых систем релевантность важнее, чем поиск страницы с нужными словами. Когда интернет только начинал развиваться, поисковые системы смотрели только по наличию слов. На протяжении многих лет инженеры и исследователи разрабатывали лучшие способы сопоставлять результаты с запросами людей. Сегодня на релевантность влияют сотни факторов, и мы, мой Читатель, обсудим наиболее важные из них позже.

Поисковые системы считают, что чем популярнее сайт, страница или документ, тем более ценной должна быть содержащаяся в нем информация. Такое ранжирование является довольно успешным с точки зрения удовлетворения результатами пользователя.

При этом всём, популярность и актуальность того или иного ответа, как ты понимаешь, не определяется вручную. Вместо этого поисковые системы используют математические уравнения (алгоритмы) для отделения зерна от плевел (по релевантности), а затем для ранжирования зерен по качеству (популярность).

Эти алгоритмы часто зависят от сотен переменных. В области поискового маркетинга их называют «рейтинговыми факторами». Их можно посмотреть здесь (PS: текст на английском).

И как же добиться успеха в SEO?

Хотя для тебя алгоритмы поисковых систем могут показаться чересчур сложными. Но в принципе существует несколько основных рекомендаций веб-разработчикам:

  1. В первую очередь делай сайт для пользователя, а не для поисковых систем
  2. Сайт должен быть с четкой иерархией и на нём должны быть нормальные перекрывающиеся текстовые ссылки. На каждую страницу должна ссылать хотя бы одна статическая текстовая ссылка.
  3. Сайт должен быть полезным, богатый информацией. Ты должен четко и точно описывать содержимое на страницах.
  4. Используй ключевые слова для создания удобных для пользователя URL-адресов. Ключевые слова должны сопоставляться с тем, что ищут пользователи.

Ну и всё пока-что. Так что, ты теперь видишь — что всё в принципе просто. Хотя это только начала твоего пути, но всё же, если ты дальше будешь продолжать читать, изучать, и самое главное: понимать — то эти простые, но эффективные знания помогут тебе при создании, разработки или же продвижения сайтов.

Ну и давай всё таки сделаем хороший четко сформулированный вывод на сегодня. В этом уроке мы с тобой обсудили принцип работы поисковых систем. Ты немного представляешь уже что такое всемирная паутина. Ты узнал что поисковики занимаются сканированием и индексированием страниц в интернете. А также, что ссылки необходимы для образования связей между страницами. И конечно же, что поисковые системы отбирают лучших по релевантности (по актуальности найденного) и по популярности (по тому, насколько это было актуально для других пользователей).

В следующем уроке поговорим о том, как пользователи взаимодействуют с поисковыми система. Увидимся. С уважением, Бездельник.